Aquitare, Arcum tendere, Veritatem dicere!

Рассказы | Стихи | Заметки ни о чем | Письма из ниоткуда
Тайвань 99 | subglobal2 link | subglobal2 link |
Тайвань 97 | Тайвань 99-01 | Стамбул 02 |
Тайвань | Стамбул | Селигер | Киев |
Книги | Кино | Музыка | Софт |
М.Мусаси | А.Камю | Ж.Бодрийяр | Д.Барнс | Э.Цыганков |
Первая любовь 2106 | Toyota Corona 170 | Toyota Chaser GX90 | Авто-хренюшки |
Как стать собой? | Просветление для ленивых | Я у себя одна | Знакомства он-лайн | Как найти прынца? | Посадка на шею | Адаптация за рубежом

Эрнест Цыганков. Книги по автоспорту


Здесь выложены две книги заслуженного тренера СССР, руководителя Центра высшего водительского мастерства Э.С. Цыганкова, а также несколько интервью.



Безопасное прохождение поворотов

На основе классификации поворотов в зависимости от их крутизны автор книги разработал тактические приемы безопасного управления автомобилем на поворотах различной сложности. Соблюдения его рекомендаций позволит водителям построить оптимальную траекторию для преодаления любого поворота на высокой скорости

Читать

Скачать

 

Управление автомобилем в критических ситуациях

Читать

Скачать

 


 

 

Кто за рулем "членовоза"?

Когда видишь летящий на бешеной скорости правительственный эскорт, невольно восхищаешься: что за асы сидят за рулем!

Да уж, в гаражи высоких чиновников так просто не попасть, - говорит Эрнест Сергеевич. Отбирают строго. Но сколько ни езди, сам асом не станешь. За руль правительственных лимузинов сажали людей ответственных, многоопытных, а они все равно попадали в аварии, да еще в какие! Тренерской работой я занялся в 60-е. Тогда, как ни странно, случалось немало автокатастроф, жертвами которых становились официальные лица. Разбился П. Машеров, член Политбюро и первый секретарь ЦК компартии Белоруссии. Вопреки правилам, он посадил за руль своего бывшего водителя, а не специалиста 9-го управления КГБ, как положено. Чуть позже погибло все руководство болгарской делегации. Водитель автобуса не справился с управлением. После этого ЧП было решено подготовить группу водителей МВД.
Так я начал работать с центральной автобазой МВД. Приоритетом была безопасность. Первых учеников специально подобрали и из профи, и из хронических "аварийщиков". Курс длился 24 дня - в классе, на площадке, на тренажерах. Удивительно, но даже самые, казалось бы, безнадежные стали классными шоферами, а трое - чемпионами Москвы. Известный ныне Владимир Ганин, мастер спорта международного класса, как раз был в той группе обычных милиционеров.

Я слышал, что и с "девяткой" вы поработали?

В 9-е управление КГБ нас пригласили после ЧП: мотоциклист эскорта угодил под машину сопровождения. Западная пресса подняла шумиху - в СССР, мол, даже мотоциклистов хороших нет. Эскорт направили к нам на перековку - вспомнились успехи наших мотогонщиков (благодаря способностям Цыганкова его команда 12 раз завоевывала чемпионские кубки России и СССР - А.М.). За эту работу меня наградили почетным знаком Кремлевского полка. А мы "пошли на повышение" - в 1979-м нам доверили водителей членов Политбюро.

Они чем-то отличались?

Каждый из них был словно тенью шефа. Например, шофер Громыко, как и сам министр, производил впечатление интеллигентного и любознательного человека. Таких интересных вопросов, как он, мне не задавал больше никто.
У Устинова водитель в прошлом был мотоциклистом, мастером спорта. И сам Устинов обожал мотоциклы, хотя ему ездить запрещали - это считалось слишком опасным. Но на даче у министра все же было несколько машин, и он со своим шофером на пару любил погонять по окрестностям. У них были общие интересы. Кстати, среди сотрудников гаража Политбюро было много ведущих мотогонщиков страны.

А что они рассказывали вам о начальстве?

Они мало говорили - жизнь научила. Шофер Устинова, правда, рассказал занятную историю. Мы обучали скольжению, хотя на "ЗИЛе-117" это выглядит смешно - не должна эта машина скользить! Это бронированный "утюг" весом до пяти тонн. Открыл раз багажник, а там с десяток разных радиостанций. Связаться с Владивостоком, да и с любой точкой мира - дело секунд.
Специфика работы на такой машине: частые приемы - с речами, с выпивкой-закуской. И вечно после этого кто-то опаздывает на аэродром. В последний момент начальство приказывает: через 10 минут быть во Внуково! Все дороги перекрывают, рядом мчится сопровождение, но езда по городу на такой скорости очень опасна. Для шофера это полнейший стресс. И вот водитель Устинова, пройдя у нас подготовку, решил покончить с гонками. На Калининском проспекте был чистый лед. Он пустил автомобиль в занос, заскользил. Устинов удивился: "Почему боком едем?" "Так ведь лед какой!" - ответил шофер. Министр попросил убавить. С тех пор "гонки на выживание" прекратились.

Не жаловались ли чиновники, что после вашей подготовки их стали возить как картошку?

Наоборот. Мы учили технике комфортной езды. Ведь чуть резче притормози или поверни руль - и важный пассажир может свалиться с сиденья. Такое случалось даже с членами Политбюро! Проштрафившихся водителей увольняли. Везти комфортно - значит четко просчитывать, что произойдет в ближайшие секунды. Это называется внешний прогноз. Но есть еще и прогноз внутренний. Шофер должен знать, как поведет себя автомобиль в зависимости от его собственных действий. Внешнему прогнозу учат, есть хорошие книги на эту тему. Приходит опыт. Но как предскажешь отказ тормозов или взрыв покрышки? Словами не объяснишь, вот и "гоняли" мы наших подопечных по полигону до изнеможения.

А самих сановников вы учили?

Это было не принято. Брежнев был большим любителем быстрой езды. Но к нам его и близко не подпускали. Вообще же мы работали с организациями. Составлялись списки чиновников, чьим водителям надлежало пройти курсы.

В чем заключалась подготовка спецсостава?

Мы воспитывали не просто хороших шоферов. Приходилось изобретать спецприемы для разных категорий. К примеру, для контрразведки - как прижать, блокировать или обогнать, уйти от столкновения, пройти сквозь поток машин. Одно время отрабатывали погоню в потоке машин - на обычных московских улицах. Ох, и опасные это были игры! И ни одного ЧП! В КГБ тогда шел естественный отбор: за аварию понижали в чине. К нам попадали уже лучшие из лучших.
Увы, сейчас спецслужбам невыгодно тратиться на обучение: подготовишь водителя, а он уйдет туда, где больше платят. Наших бывших учеников из госструктур сманивают в банки, фирмы.

И все-таки аварии с машинами VIP по-прежнему нередки...

Представьте: на спидометре 60 км, а на вас летит машина с включенными фарами, с "мигалкой", со скоростью 180! Вы не можете сообразить, что делать, а эскорт уже перед носом. А ему, чтобы остановиться, нужно метров 200. К тому же останавливаться правительственная машина не имеет права. Чтобы снайпер не смог прицелиться, "мишень" должна мчаться со скоростью не менее 120 км в час. Ехать быстро - первое требование к водителю VIP. От аварий водители спецслужб не застрахованы. Человек не компьютер. Но подготовленный водитель, бесспорно, намного безопаснее любителя.

Вам приходилось участвовать в погонях?

Нет, наше дело - обучать. Но "боевые задачи" и мы решали. В свое время в Москве была проблема "рокеров", и мы вместе с 10-м отделением ГАИ подготовили 12 сотрудников на мотоциклах "БМВ". Они буквально терроризировали "ангелов ада". Один из наших учеников, в прошлом чемпион России по борьбе, на ходу хватал за шиворот "рокера" и поднимал над мотоциклом. Гонору у ребят поубавилось.

А с ГАИ какие у вас отношения?

Мы занимались подготовкой, скажем, сотрудников того же 10-го отделения, которые сопровождают правительство, иностранные делегации или детей в пионерские лагеря. Там все в порядке. Но всегда поражала слабость подготовки среднего звена ГАИ. Мало кто знал, что милиция стоит на одном из первых мест по аварийности - статистику секретили. Милиционер, сев в машину, сразу включает маяк. И тот становится единственной надеждой на спасение, потому что руками (читай - головой) он себе безопасности обеспечить не может. У водителей спецслужб тоже создается ложное ощущение безопасности. Сегодня Лужков поснимал с многих машин маяки, и у таких водителей возникли большие проблемы, они чувствуют себя не в своей тарелке.

Чем вы сейчас занимаетесь?

Наш контингент расширяется. Недавно мы готовили команду водителей Центробанка. Активно работаем с Центром подготовки охранников в Черноголовке, занимаемся антитеррористической деятельностью. При нашем участии создан первый в России автокомбинат водителей-инвалидов - для людей, получивших увечья, как на гражданке, так и на войне в Чечне и Афганистане. Серпуховский автозавод выделил специально оборудованные автомобили "Ока", а мы помогли этим ребятам стать профессионалами.

Антон Максимов
"Труд", №54


Выбоины и бугры


Чего-чего, а плохих дорог в России всегда хватало. Достаточно поехать летним днем на дачу, свернуть с шоссе на проселок, чтобы из глубин памяти всплыли, казалось бы, давно утонувшие запасы ненормативной лексики. Тем не менее, автоспортсмены умеют ездить и по колдобинам и по выбоинам. И ездить быстро. Кое-что, достойное массового применения, я и раскрою вам. Быстрая езда по плохим дорогам, прежде всего, опасна поломкой машины. Поэтому, гоняя по неровностям, надо ощущать допустимую грань. Сильные удары, при которых ваша подвеска "пробивается", бесследно для автомобиля не проходят. Поэтому всегда обращайте внимание на техническое состояние вашей машины. Профессионал свою машину всю слышит насквозь. Вон там у него чего-то гремит. Второй год уже гремит. А там что-то жужжит. Второй месяц жужжит. И он знает точно, что гремит, а что жужжит. И не обращает на это внимание. Но если профессионал слышит какой-то новый стук - он уже ехать не может: он перероет всю машину, но дознается, что же там все-таки стучит. Неплохо бы и рядовому автолюбителю перенять эту привычку. Меньше проблем будет на дороге. Как сохранить свой автомобиль и себя с близкими на плохой проселочной дороге? Когда мы едем с вами по гнусной дороге, то первый критерий, который мы должны определить - это скорость движения. Если ехать можно на очень медленной скорости, то тогда рекомендации простые: лучше ехать, когда тяга постоянная. И автомобиль сам переползает, перекатывается через все эти ямки и бугорки. Здесь очень важна высота колес. Чем выше колесо - тем ехать будет проще. В этом плане "джипы" имеют преимущество перед "Окой". Высокое колесо и высокая покрышка смягчают все удары о неровности дороги. Но бывает, когда вы едете с несколько превышенной скоростью для данного покрытия. Например, ехали себе, ехали по ровной дороге, "придавили", что называется, и вдруг оказываетесь на неровностях, которые вы попросту не успели спрогнозировать. Вот тут рекомендации сложнее. Первая ошибка, которую многие допускают, - это тут же нажать на тормоз. Надо всегда помнить, что как только вы начали торможение, передние пружины подвески сжимаются. Если торможение интенсивное, то на передних колесах оказывается до 60 процентов всего веса машины. Пружины и амортизаторы не работают, поскольку они загружены. И вы не можете смягчить все удары. Это создаст сейчас или потом проблемы, особенно, если удары пришлись на повернутые колеса. Если вы поворачиваете вправо, левые колеса при этом попадают в яму, считайте, что вы их просто травмируете. Поэтому первое, что вы должны сделать, оказавшись внезапно на неровностях - отказаться от торможения. И дать пружинам и амортизаторам работать по полной программе. Второе использовать систему "газ-тормоз". Причем в этом тандеме главное - газ. Предположим, левое переднее колесо опускается в яму - поднимите ему пружину - нажмите на газ чтобы смягчить удар. Да одновременно поверните руль чуть влево - нагрузите правое переднее колесо, а левое переднее - разгрузите. И так далее, используя газ и тормоз, разгружайте упругие элементы подвески тех колее, которые вынуждены получать удары о неровности дороги. Газ - и вес на задних колесах, тормоз - и вес на передних. При сочетании этих действий с поворотом руля, вы всегда сможете облегчить участь колеса, подвергшегося атаке дороги. Для быстрого движения по неровностям необходима достаточная тяга двигателя. Если вы непременно хотите ехать быстро по колдобинам и выбоинам, следите, чтобы на! тахометре вашего автомобиля (не на спидометре) стрелка была бы где-то на 2-4 тысячах оборотов . В этом случае педаль газа становится удивительно функциональной и автомобиль начинает вести себя как горячий скакун, реагируя на каждое движение вашей правой ноги. Предположим, вы влетели на участок плохой дороги со скоростью 100 км/час, а тяги никакой нет). Так возьмите и сразу переключите на пониженную в любом случае, когда вы едете по неровностям, надо ехать на пониженных передачах. Поговорим о конкретных препятствиях. Если яма небольшая, то вы резко нажимаете педаль газа чтобы растянуть переднюю подвеску, и колесо легко перескочит ее. Если яма очень глубокая, можно перед препятствием резко нажать на педаль тормоза в тотчас его отпустить (лучше. конечно, левой ногой), а газ не сбрасывать. Машина быстро сожмет передние пружины, потом пружины быстро поднимут переднюю подвеску вверх, практически подбросят ее, и вы передним мостом просто перелетаете через яму. Ну, а задние колеса? Поднять их в воздух, как передние - невозможно. Но смягчить их участь вам по силам. Как только передние колеса яму перелетели, надо резко отпустить педаль газа. В таком случае, возникнет тормозящий момент на ведущих колесах - передних или задних (смотря какие колеса у вас ведущие) - вес машины частично сместится на переднюю ось, разгружая соответственно заднюю подвеску, и удар о край ямы не будет столь силен и разрушителен для автомобиля.

Бугры.
Надо с большой осторожностью относиться к буграм. Первая рекомендация - перед бугром обязательно тормоз отпустить. Почему - вы уже знаете: разгрузить переднюю подвеску. Второе - если бугор достаточно крутой, то действия ваши напоминают перескок большой ямы, с той разницей, что обратную реакцию подвески надо вызвать более сильную: нажали на тормоз перед самым бугром - дожали и отпустили, то есть вызвали так называемый "клевок", и за счет резкого распрямления упругих элементов передней подвески колесо легко взлетает на бугор. Если вы вынуждены ехать через серию канав и бугров, то пересекать их следует не по прямой, а под углом. Чем меньше угол прохождения. тем лучше. Ваш автомобиль переваливается, как утка, то на одни колеса, то на другие, подвеска работает попеременно, то распрямляясь, то сжимаясь, что опять-таки способствует сохранению в целости вашей машины. И если вы видите, что перед вами какой-нибудь дед на стареньком "москвиче" виляет по неровной дороге то вправо, то влево, то опять вправо, - то он не злобствует, не желая вас пропускать вперед. Просто он опытный водитель и "крестит дорогу", жалея свой старенький автомобильчик и желая добраться до своего огорода, до любимой бабки и сытного ужина без проблем с техникой. Теперь - грязь. Преодолеть очень грязный подъем можно только по инерции. Если на подъеме скорость окажется недостаточной, и придется нажать на газ, то и не ходите к гадалке - вы обязательно забуксуете. Автомобиль надо разогнать до подъема! Вы спросите: "А как его разгонять, там яма на яме?..". А у вас нет другого выхода: либо разгоняться на колдобинах и выбоинах до скорости, которая поможет преодолеть подъем, либо сидеть по уши в этой грязи, дожидаясь помощи или же поддомкрачивать засевший мост и подкладывать под колеса всяческие твердые предметы. Ни в коем случае не допускайте пробуксовки. Надо ехать в этот треклятый подъем и все время цепляться за грунт сбросом газа. Но для этого ход в начале подъема должен быть очень приличный. И переключить передачу на понижающую надо до входа на грязный подъем. Перед вами лужи. Лужи всегда опасны. Потому что, если дорога закрыта водой, вы не можете знать - то ли там маленькое углубление, то ли яма до центра Земли. Поэтому лучше посмотреть на те следы, которые уже есть рядом с этой лужей. Кто-то вляпался и выбирался. А кто-то нашел удачную траекторию и проехал сразу. Поэтому лужи, если есть такая возможность, лучше объезжать. Теперь рассмотрим ситуацию, когда на скорости под одним из колес оказывается глубокая яма, а под другим - достаточно ровная дорога. Это колесо надо поднять. В самый последний момент, когда вы ничего другого не успеваете сделать, надо просто повернуть руль в сторону колеса, находящегося на траектории движения к яме. Таким образом, вес частично уйдет на то колесо, которое на относительно ровной дороге, а колесо, вынужденное скакать через яму, окажется разгруженным, и подвеске будет легче справляться с неровностью. Колея. Поговорим о сравнительно неглубокой колее, по которой можно ехать, но в которую вы попадаете с гладкой дороги на скорости. В этом случае она представляет опасность. Обычно она шире, чем колеса вашего автомобиля. И вас ожидают две критические ситуации. Первая - из колеи могут выскочить передние колеса. Вторая -могут выскочить задние. В любом случае автомобиль пойдет боком, Если вы при этом еще и резко затормозите, то машина может расклиниться в двух колеях и опрокинуться. Тормозить, если передние или задние колеса выскочили за колею, нельзя. Надо только уменьшить обороты и таким образом подтормаживать двигателем. А потом уже, когда ситуация стабилизируется, попытаться въехать обратно в колею. Часто даже полноприводные джипы попадают в такую ситуацию: передние колеса выскочили из колеи, повернуты до упора, все колеса гребут, а автомобиль как шел прямо, так и идет. Что предпринять? Нужно воспользоваться реакцией колеи. Нужно удариться о край колеи, воспользоваться моментом отбоя и тут, чуть уменьшив тягу, попытаться вырваться из объятий колеи. Чтобы в колее ехать быстро и не иметь проблем, нужно все время касаться края колеи либо внутренней, либо наружной частью колеса. Прижим этот должен быть нежный, тонкий. Тогда автомобиль перестает рыскать по колее, и вы можете увеличить скорость. Перед поворотом колеи нужно заранее погасить скорость. Если вы не успеете это сделать, сила инерции массы автомобиля выбросит вас из колеи. Заболоченные участки. По технике преодоления напоминает преодоление грязных подъемов. Главное - чтобы автомобиль имел инерцию. Останавливаться ни в коем случае нельзя. Пробуксовки должно быть минимум. Как выполнять разгон на заболоченном участке дороги? Надо делать, так называемый, разгон "на сброс газа". Вы нажимаете на газ, и колеса начинают немножко подбуксовывать. Но скорости автомобиль не прибавляет. Тут резко отпустите педаль газа, и когда обороты немножко упадут колеса зацепятся, и в этот момент, когда колеса - вы почувствовали - зацепились, дайте опять порцию газа... И так несколько раз. На жидкой грязи разгоняться надо, как на льду. Нажали чуть-чуть на газ. Пошло чуть вперед. Если нажмете много - будет пробуксовка, машина остановится. Чуть сбросьте газ. почувствовали, что автомобиль цепляется за дорогу, - чуть добавьте. Если автомобиль на малом газу разгоняется - не прибавляйте газа. Многие совершают ошибку: когда автомобиль останавливается и не хочет ехать - рефлекторно нажимается педаль газа. После чего колеса совершают пробуксовку, и поступательное движение прекращается. И все - вы в грязи по уши и по брюхо. Теперь как выехать из ямы. Когда опытный водитель, скажем, гонщик, попадает туда, откуда так сразу не выехать, он начинает раскачивать машину: отпустил сцепление, выжал - и так несколько раз. Тут важно уловить момент, когда об ратного движения массы машины окажется достаточно, чтобы выехать из ямы. Но хороший водитель не только ощущает обратную инерцию машины, но еще чувствует, как она раскачивается: с задней оси на переднюю и наоборот. И вот тут важно знать, какие колеса у вас ведущие. Если задние - то надо повторно отпустить сцепление тогда, когда вес машины сядет на задние колеса. Если же автомобиль ваш переднеприводной - тогда, когда загруженной окажется передняя ось. Песок по технике прохождения напоминает снежную целину. Разгон - на сброс газа. Самое главное - набрать ход и поддерживать движение. Здесь надо помнить о воднолыжнике, который, пока имеет ход, - стоит на волне, а когда ход теряет - погружается в воду. Нельзя совсем бросить газ - утонете, и нельзя дать слишком сильный газ - утонете. Надо выбрать некий компромисс. Если песок ожидает вас после хорошей дороги, то заранее переключитесь на пониженную передачу. На песке важно иметь тягу.

Брод.
На переднем приводе не бросайся в реку - утонешь. Двигатель, как правило, поперек капота, все четыре свечи перед вами, электроника мощная - все зальет, и кукуй потом. В этом отношении классический автомобиль, когда двигатель стоит вдоль капота, предпочтительнее, поскольку не все свечи сразу оказываются в воде, распределитель стоит высоко, а электроники нет вообще. Специалисты глубоких бродов, если вода выше колес вашего автомобиля, советуют преодолевать его ...задом наперед. В таком случае ваш автомобиль уподобится глиссеру: за автомобилем образуется воронка, и он несколько поднимает над водой ту часть, которой движется вперед. Бывает, что и стекло уже под водой, а автомобиль идет. Единственное, нужно газ держать побольше, чтобы вода в глушитель не зашла. Полезно перед пересечением речки выйти, закатать брюки и походить по броду пешком. Лучше поймешь, что же будет под колесами. Пройти лучше по траектории движения каждого колеса, посмотреть, какая там глубина. И главное, чтобы в подводной части дороги не было поворота. Брод все же лучше преодолевать прямо. Ехать по броду надо на постоянной тяге и с постоянной скоростью. Владельцам переднеприводных "восьмерок" и "девяток" полезно приобрести жидкость WD-40. Ею нужно обрызгать все провода, чтобы они не замыкались водой при прохождении бродов. Но можно обойтись и без нее. Одна девушка брала обычную резиновую перчатку, в которой обычно мыла посуду, и надевала ее на распределитель. Помогало! Другая дама использовала в качестве названной выше специальной жидкости лак для волос... Наверное, и лак для ногтей тоже подойдет. Нет, подручные средства - это все-таки отдельная тема для разговора!

 

| Кто я такой? | ICQ 68998476 | Написать мне | Гостевая | ©2004 Why Not Net?


Сайт создан в системе uCoz