Кто за рулем "членовоза"?
Когда видишь летящий на бешеной скорости правительственный эскорт, невольно восхищаешься: что за асы сидят за рулем!
Да уж, в гаражи высоких чиновников так просто не попасть, - говорит Эрнест Сергеевич. Отбирают строго. Но сколько ни езди, сам асом не станешь. За руль правительственных лимузинов сажали людей ответственных, многоопытных, а они все равно попадали в аварии, да еще в какие! Тренерской работой я занялся в 60-е. Тогда, как ни странно, случалось немало автокатастроф, жертвами которых становились официальные лица. Разбился П. Машеров, член Политбюро и первый секретарь ЦК компартии Белоруссии. Вопреки правилам, он посадил за руль своего бывшего водителя, а не специалиста 9-го управления КГБ, как положено. Чуть позже погибло все руководство болгарской делегации. Водитель автобуса не справился с управлением. После этого ЧП было решено подготовить группу водителей МВД.
Так я начал работать с центральной автобазой МВД. Приоритетом была безопасность. Первых учеников специально подобрали и из профи, и из хронических "аварийщиков". Курс длился 24 дня - в классе, на площадке, на тренажерах. Удивительно, но даже самые, казалось бы, безнадежные стали классными шоферами, а трое - чемпионами Москвы. Известный ныне Владимир Ганин, мастер спорта международного класса, как раз был в той группе обычных милиционеров.
Я слышал, что и с "девяткой" вы поработали?
В 9-е управление КГБ нас пригласили после ЧП: мотоциклист эскорта угодил под машину сопровождения. Западная пресса подняла шумиху - в СССР, мол, даже мотоциклистов хороших нет. Эскорт направили к нам на перековку - вспомнились успехи наших мотогонщиков (благодаря способностям Цыганкова его команда 12 раз завоевывала чемпионские кубки России и СССР - А.М.). За эту работу меня наградили почетным знаком Кремлевского полка. А мы "пошли на повышение" - в 1979-м нам доверили водителей членов Политбюро.
Они чем-то отличались?
Каждый из них был словно тенью шефа. Например, шофер Громыко, как и сам министр, производил впечатление интеллигентного и любознательного человека. Таких интересных вопросов, как он, мне не задавал больше никто.
У Устинова водитель в прошлом был мотоциклистом, мастером спорта. И сам Устинов обожал мотоциклы, хотя ему ездить запрещали - это считалось слишком опасным. Но на даче у министра все же было несколько машин, и он со своим шофером на пару любил погонять по окрестностям. У них были общие интересы. Кстати, среди сотрудников гаража Политбюро было много ведущих мотогонщиков страны.
А что они рассказывали вам о начальстве?
Они мало говорили - жизнь научила. Шофер Устинова, правда, рассказал занятную историю. Мы обучали скольжению, хотя на "ЗИЛе-117" это выглядит смешно - не должна эта машина скользить! Это бронированный "утюг" весом до пяти тонн. Открыл раз багажник, а там с десяток разных радиостанций. Связаться с Владивостоком, да и с любой точкой мира - дело секунд.
Специфика работы на такой машине: частые приемы - с речами, с выпивкой-закуской. И вечно после этого кто-то опаздывает на аэродром. В последний момент начальство приказывает: через 10 минут быть во Внуково! Все дороги перекрывают, рядом мчится сопровождение, но езда по городу на такой скорости очень опасна. Для шофера это полнейший стресс. И вот водитель Устинова, пройдя у нас подготовку, решил покончить с гонками. На Калининском проспекте был чистый лед. Он пустил автомобиль в занос, заскользил. Устинов удивился: "Почему боком едем?" "Так ведь лед какой!" - ответил шофер. Министр попросил убавить. С тех пор "гонки на выживание" прекратились.
Не жаловались ли чиновники, что после вашей подготовки их стали возить как картошку?
Наоборот. Мы учили технике комфортной езды. Ведь чуть резче притормози или поверни руль - и важный пассажир может свалиться с сиденья. Такое случалось даже с членами Политбюро! Проштрафившихся водителей увольняли. Везти комфортно - значит четко просчитывать, что произойдет в ближайшие секунды. Это называется внешний прогноз. Но есть еще и прогноз внутренний. Шофер должен знать, как поведет себя автомобиль в зависимости от его собственных действий. Внешнему прогнозу учат, есть хорошие книги на эту тему. Приходит опыт. Но как предскажешь отказ тормозов или взрыв покрышки? Словами не объяснишь, вот и "гоняли" мы наших подопечных по полигону до изнеможения.
А самих сановников вы учили?
Это было не принято. Брежнев был большим любителем быстрой езды. Но к нам его и близко не подпускали. Вообще же мы работали с организациями. Составлялись списки чиновников, чьим водителям надлежало пройти курсы.
В чем заключалась подготовка спецсостава?
Мы воспитывали не просто хороших шоферов. Приходилось изобретать спецприемы для разных категорий. К примеру, для контрразведки - как прижать, блокировать или обогнать, уйти от столкновения, пройти сквозь поток машин. Одно время отрабатывали погоню в потоке машин - на обычных московских улицах. Ох, и опасные это были игры! И ни одного ЧП! В КГБ тогда шел естественный отбор: за аварию понижали в чине. К нам попадали уже лучшие из лучших.
Увы, сейчас спецслужбам невыгодно тратиться на обучение: подготовишь водителя, а он уйдет туда, где больше платят. Наших бывших учеников из госструктур сманивают в банки, фирмы.
И все-таки аварии с машинами VIP по-прежнему нередки...
Представьте: на спидометре 60 км, а на вас летит машина с включенными фарами, с "мигалкой", со скоростью 180! Вы не можете сообразить, что делать, а эскорт уже перед носом. А ему, чтобы остановиться, нужно метров 200. К тому же останавливаться правительственная машина не имеет права. Чтобы снайпер не смог прицелиться, "мишень" должна мчаться со скоростью не менее 120 км в час. Ехать быстро - первое требование к водителю VIP. От аварий водители спецслужб не застрахованы. Человек не компьютер. Но подготовленный водитель, бесспорно, намного безопаснее любителя.
Вам приходилось участвовать в погонях?
Нет, наше дело - обучать. Но "боевые задачи" и мы решали. В свое время в Москве была проблема "рокеров", и мы вместе с 10-м отделением ГАИ подготовили 12 сотрудников на мотоциклах "БМВ". Они буквально терроризировали "ангелов ада". Один из наших учеников, в прошлом чемпион России по борьбе, на ходу хватал за шиворот "рокера" и поднимал над мотоциклом. Гонору у ребят поубавилось.
А с ГАИ какие у вас отношения?
Мы занимались подготовкой, скажем, сотрудников того же 10-го отделения, которые сопровождают правительство, иностранные делегации или детей в пионерские лагеря. Там все в порядке. Но всегда поражала слабость подготовки среднего звена ГАИ. Мало кто знал, что милиция стоит на одном из первых мест по аварийности - статистику секретили. Милиционер, сев в машину, сразу включает маяк. И тот становится единственной надеждой на спасение, потому что руками (читай - головой) он себе безопасности обеспечить не может. У водителей спецслужб тоже создается ложное ощущение безопасности. Сегодня Лужков поснимал с многих машин маяки, и у таких водителей возникли большие проблемы, они чувствуют себя не в своей тарелке.
Чем вы сейчас занимаетесь?
Наш контингент расширяется. Недавно мы готовили команду водителей Центробанка. Активно работаем с Центром подготовки охранников в Черноголовке, занимаемся антитеррористической деятельностью. При нашем участии создан первый в России автокомбинат водителей-инвалидов - для людей, получивших увечья, как на гражданке, так и на войне в Чечне и Афганистане. Серпуховский автозавод выделил специально оборудованные автомобили "Ока", а мы помогли этим ребятам стать профессионалами.
Антон Максимов
"Труд", №54
Выбоины и бугры |
|